Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?

В современном мире, грамотная и красивая речь говорит о культуре и хорошем образовании, а требования современной действительности предполагают наличие у детей правильной речи. Помочь овладеть прекрасным даром речи и научить дошкольника говорить чисто и правильно-важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями.

Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию точности, дифференцированности и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику данного языка. Итак, целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики:

  • 1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • 2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.
  • 3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.
  • 4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • 5. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.
  • 6. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.
  • 7. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.
  • 8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • 9. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить ее эмоционально, в игровой форме.
  • 10. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • 11. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
  • 12. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
  • 13. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Вся информация представлена для ознакомления, авторские права принадлежат авторам.